Григорий Козлов, Галина Дурстхофф © DW

Идеал Красоты

Народная мудрость гласит, что мужчина должен быть "немного красивее обезьяны". Привлекательность "сильного пола" по традиции связывают с мужественностью. Позже ее воплощением стала карьера и тугой кошелек. Однако "прекрасный пол" далеко не всегда был женским. В древней Греции, например, именно мужское тело считалось эталоном красоты. Кавалеры восемнадцатого века украшали себя не менее тщательно, чем дамы: пудрились и румянились, носили кружевные жабо и парики, шелковые чулки и перстни с драгоценными камнями. Рождение "прекрасного пола" совпало с французской буржуазной революцией, когда мужчины покинули светские салоны и с головой окунулись в бизнес. Косметические ритуалы стали привилегией женщин. Мужчины же демонстрировали свое богатство, украшая жен бриллиантами и мехами. В романе Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея" один из героев заявляет: "Женщины - это декоративный пол. Им нечего сказать, но они говорят это восхитительно." С тех пор главной обязанностью женщины стало стремление к идеалу. Французский философ Симона де Бовуар писала:

Даже если женщина уверена, что одевается и покупает косметику только для себя самой - это горькое заблуждение. Она - ни что иное, как жрица идеала, а женский идеал в патриархальном обществе как в зеркале отражает мечты и желания мужчин.

Долгое время о красоте рассуждали только состоятельные люди, имеющие доступ к произведениям искусства. В народе бытовал утилитарный подход к идеалу, о чем и гласит русская пословица: "Кому нравится попадья, а кому - попова дочка". Современники внесли бы в этот список и самого попа. Впрочем, и для элиты красота всегда была понятием относительным. Каждая историческая эпоха имела свое представление об эстетическом идеале. В свое время Бодлер, рассуждая о природе прекрасного, говорил, что красота состоит из двух элементов: одного - неизменного, не поддающегося точному определению, и другого - относительного, зависящего от моды, вкуса и господствующей морали. Как бы не различались Венера Милосская, пышные красотки Рубенса и смуглая таитянка Гогена, все эти женщины были воплощением плодородия. Округлости и пышные бедра считались главным достоинством "прекрасного пола", символом гармонии с природой - материнства. Ситуация изменилась в 20 веке.

Эмансипированные женщины начали работать и заниматься спортом. В моду вошли короткие стрижки и мальчишеские фигуры. Женщины стали носить прорезиненное белье, которое должно было создать иллюзию плоского живота и отсутствия груди. И если в 18 веке светские дамы пили уксус, чтобы появилась "интересная бледность", то в начале 20-го загорелая кожа стала признаком красоты и благосостояния. Началось повальное увлечение нудизмом. Корсет должна была заменить стройная фигура, но она была далеко не у всех. Директор Женского центра здоровья Манфред Бергер рассказывает:

В конце 19 века врачи начали взвешивать своих пациентов, и в начале 20 столетия появились первые таблицы идеального веса. Для многих женщин это стало трагедией. В Америке это усугублялось тем, что в магазинах готового платья женщины должны были платить за переделку одежды, а для мужчин эта услуга была бесплатной. Считалось, что женщина обязана следить за своей фигурой и бороться с лишним весом.

Мужчины скептически отнеслись к эмансипированным Евам. Они боготворили Грету Гарбо, героини которой олицетворяли стиль "ранимой женственности". Ну а телесный идеал воплощали танцовщицы варьете с пышной грудью, осиной талией и мясистыми ляжками. В середине 30-х мужчинам удалось-таки взять реванш: экономический кризис оттеснил феминисток на кухню, и в моду опять вошли женственные формы. Как говаривал один из героев американского детектива: "Поменьше мозгов, побольше бюста". Крайним выражением функциональности женской красоты стал национал-социализм, который объявил, что "бедра созданы для деторождения, а грудь - для кормления ребенка". Дефицит мужчин и необходимость воспроизводства населения заставили и советских идеологов задуматься о женской красоте. В 44-ом году в одном из интервью секретарь ЦК ВЛКСМ Ольга Мишакова заявила:

Советские женщины должны постараться стать настолько привлекательными, насколько позволяет природа и хороший вкус. После войны им нужно будет одеваться как женщинам и иметь женскую походку.

В 50-х в Европе начинается повальное увлечение конкурсами красоты. Они превращаются в ярмарки невест после того, как в 50-ом году победительница конкурса "Мисс Австрия" вышла замуж за миллионера. Привлекательность становится главной обязанностью женщины, гарантией ее "семейной" карьеры. Девушка должна поймать жениха, женщина - удержать мужа. В моду вошел телевизионный идеал американской домохозяйки: привлекательной, трудолюбивой и довольной своей участью. С раннего утра аккуратно одетая и причесанная она хлопочет по хозяйству: готовит завтрак, провожает мужа на работу, развозит детей в школу а, вернувшись домой, весело напевая, натирает полы новейшим электрическим полотером. Но настоящими богинями красоты были кинозвезды. Они были далеки от сегодняшнего идеала, выраженного формулой "90 грудь-60 талия -90 бедра",- уверяет Манфред Бергер:

Кинозвезды 50-х годов были стройными, но далеко не худенькими. Мэрилин Монро, которая считалась идеалом обольстительной женщины, носила 42ой размер. Сегодня она в лучшем случае смогла бы стать манекенщицей, демонстрирующей одежду для полных.

В 60-х красота стала одной из главных тем в средствах массовой информации. Даже в немецком католическом журнале "Современная девушка" появилась рубрика "Хочу быть красивой". В конце-концов прекрасный пол договорился до того, что нет ничего вреднее пыли и монотонной домашней работы, что семье нужна довольная и ухоженная жена и мать, а не натертые до блеска полы. Женщины уже не хотели довольствоваться тем, что дала им природа, и взялись за исправление того, что можно исправить. Все началось с талии. Отставив полотеры домашние хозяйки с увлечением крутили хала-хуп. С появлением "мини" в моду вошли стройные ноги, и в 70-х женщины начали бегать. В 80-х борьба с природой приняла серьезный оборот. Синонимом красоты стали тренированные мышцы, а ее идеалом - королева аэробики Джейн Фонда. Впервые в истории женские плечи стали шире бедер.

Сегодня стремление стать стройным превратилось в культ. Право на индивидуализм и свободу кончается там, где речь заходит о человеческом теле. Реклама фитнес-студии гласит: "Стране нужно новое тело". В 90-х годах каждая вторая немка и почти каждая американка сидели хотя бы на одной из диет. Сегодня каждый пятый немец покупает только обезжиренные продукты, в Америке это стало нормой почти для всех. В развитых странах появилась неизвестная ранее болезнь - булемия. Молодые девушки настолько боятся потолстеть, что их выворачивает наизнанку после каждого приема пищи. Название американского сериала "Красивые и богатые" очень точно отражает сегодняшнее понятие красоты. Красота - это высокий уровень потребления, это возможность покупать дорогую рыбу, вместо дешевых свиных шницелей. Уже замечено, чем дороже бутик, тем стройнее манекены на его витринах. Более того, один американский социолог установил, что женщины с излишним весом, как правило, зарабатывают меньше, чем их худые коллеги. Но вместе с тем, сегодняшний идеал становится все более абстрактным и недостижимым,- утверждает социолог Юрген Штарк:

Совершенное тело, вечная молодость, стилизация под молодежь, которая приводит к тому, что молодость превращается в догму, а молодежь - в главную целевую группу - это очень эстетично, но не имеет никакого отношения к реальности. В 60-х вес фотомодели был на 8 процентов меньше веса среднестатистической женщины. Сегодня их разделяют 23 процента Но не секрет, что многим из них удается поддерживать такую форму с помощью кокаина, который напрочь отбивает аппетит. С каждым годом манекенщицы молодеют. У английского модельера Вивиан Вествуд на подиуме только девочки от 13 до 20 лет. Некоторым из них уже в 15 делают операции по уменьшению груди. Совершенное молодое тело превратилось в коммерческий продукт.

Стремление к идеалу, пусть и недостижимому, ежегодно приносит экономике миллиардные прибыли. Только на кремы против морщин женщины развитых стран ежегодно тратят около 20 миллиардов долларов, несмотря на то, что производители откровенно признаются, что они бесполезны. В одной лишь Германии ежегодно делается около 300 тысяч пластических операций. Самые распространенные из них - подтяжка морщин, отсасывание жира и корректура носа. Раньше морщины подтягивали после 55-ти, теперь половина немок делает первую операцию на двадцать лет раньше. Все больше родителей записывают своих дочерей на операцию по корректировке груди. В середине 90-х один американский социолог установил, что полные женщины в два раза чаще кончают жизнь самоубийством, в то время как среди мужчин-самоубийц преобладают худые. Но сегодня наступила очередь мужчин. На обложке дамского журнала "Амика" появились фотографии полуголых суперсамцов с развитой мускулатурой и совершенно бессмысленным взглядом. Юрген Штарк комментирует:

"Амика" по сути копирует то, что годами печатали такие журналы как "Плейбой". Эта идеализация развитой мускулатуры имеет непосредственное отношение к увлечению фитнесом, к культу красивого тела. Интереснее другое: молодые мужчины уже не думают, что единственный способ наведения красоты - это бритье. Во Франции, например, за последние годы в 10 раз возросло потребление косметической продукции для мужчин. Они все чаще задумываются о весе. Многие за ужином отказываются от калорийного красного вина и пьют минеральную воду. Уже известны случаи заболевания булемией у мужчин, хотя еще два года назад считалось, что это женская болезнь.

Стирается различие не только между прекрасным и сильным полом, но и между идеалами красоты в разных странах,- утверждает директор Женского центра здоровья Манфред Бергер:

Сегодняшний идеал красоты определенно западный. Красива белая кожа и благосостояние. Даже такие международные концерны, как „"Кока-кола" и "Бенетон" которые всегда использовали в рекламе этнические различия, на самом представляют очень ограниченную экзотику, которая очень близка к европейскому идеалу.

Сейчас в Корее самый распространенный подарок дочери на день рождения - операция по изменению разреза глаз. Ее делают почти половина кореянок. Африканки мажутся вредным для здоровья кремом, осветляющим кожу, а некоторые для большего эффекта используют даже ядовитые дезинфицирующие вещества.

При этом, несмотря на увлечение Голливудом, о мужской красоте в большинстве стран мира сохранилось свое представление. Идеал красоты всегда предполагает наличие предмета обожания.

На пороге двадцатого столетия в Америке впервые начали обожать не живого человека, а выдумку, мираж.. В каждом студенческом общежитии, в каждой солдатской казарме на стене висела картинка из журнала с изображением озорной улыбающейся девушки. "Девчонка Гибсона" стала первым поп-идолом Америки, все молодые парни мечтали заключить ее в свои объятия. Но это было невозможно. Образ девушки был выдуман карикатуристом из журнала "Лайф" Чарльзом Гибсоном. Но не только для мужчин, но и для женщин она была "живее всех живых". Фермерские дочки на Дальнем Западе лепили себя по ее образцу и подобию. Независимая, волевая "оторва Гибсона" стала кошмаром для старомодных отцов и женихов.

Сегодня в Интернете вы можете найти "Галерею фантастической красоты". Здесь игра слов - фантастическая как в смысле сногсшибательная, так и в смысле придуманная, несуществующая красота. Среди десятка самых-самых "виртуальных красоток" на первых ролях героини компьютерных игр вроде Лары Крофт. Это некий симбиоз традиционной секс-бомбы и новой "сильной женщины". В отличие от "живых идолов" - манекенщиц "виртуальные дивы" все как одна полногрудые и румяные, да еще имеют бицепсы как у Шварценеггера. Но их творцы не обошлись без ставших уже каноническими узких бедер и худобы. Кто знает не приведут ли успехи генной инженерии к тому, что такие "сконструированные красотки" обретут плоть и кровь. Поживем увидим.

По материалам радиостанции Deutsche Welle
Радиостанция вещает на русском и иных языках ежедневно.
Расписание и архивные материалы находятся по адресу:
www.dwelle.de/russian





Hosted by uCoz